Сказкотерапия
Сказки - это не просто интересные и поучительные истории для детей. Это первая литература в жизни человека, в них, за фасадом незатейливого сюжета, прячутся важные жизненные установки, которые ребенок может усвоить. В психологии есть целое течение, сказкотерапия. Однозначное определение этому термину дать достаточно сложно, потому что она используется в разных сферах и преследует различные цели. В частности, сказкотерапия применяется в воспитательных целях, для развития детей, в образовательных целях, а также в психотерапии.
Если говорить о воспитательных целях, то сказка служит прекрасным инструментом, с помощью которого можно привить ребенку принятые обществом моральные нормы и правила. Через сказки и истории красной нитью проходят общечеловеческие законы, понятия о плохом и хорошем. Когда ребенку объясняешь эти нормы на словах, они не имеют того эффекта, как от яркого запоминающегося примера. Иносказательно подобная информация усваивается лучше. Яркие сказки, которые остаются в памяти, вместе с собой оставляют и понимание норм и правил.
Велика и развивающая роль сказкотерапии. Когда ребенок слушает сказку, он подключает фантазию, чтобы представить события. Процесс придумывания и обсуждения услышанного с родителями - это акт творчества. Дети учатся искать альтернативные решения задач, принимать решения. Такая методика используется даже для взрослых, которые хотят легко видеть и находить множество решений для одной задачи. Детям можно не только читать сказки, но и предложить им самим придумать новые сюжеты, рассказать вам свой вариант истории.
В некоторых направлениях психологии очень внимательно относятся к любимым сказкам ребенка. Часто дети выбирают для себя одну самую любимую сказку, которую просят перечитывать им по несколько раз. Почему это может быть важно? Потому что сценарий сказки может лечь на жизненный сценарий человека, и тяга к определенному сюжету может многое рассказать о характере и предрасположенности. Особенно у детей, у которых всё это проявляется гораздо ярче.
В развитии ребенка сказки играют важную роль. Когда ребенок слушает эти истории, представляет их в своем воображении, а потом пытается воспроизвести ту же сказку или свою собственную, это помогает развивать образное мышление. Оно, в свою очередь, способствует лучшему усвоению информации.
Конечно, выбор сказок должен быть обусловлен возрастом ребенка. Начать можно с народных, которые хорошо воспринимаются маленькими детьми. В более взрослом возрасте можно выбирать сказки со сложным сюжетом. Всегда полезно попробовать сочинять сказки, иногда поставив ребенка на место главного героя и предложив именно ему пройти по сюжету и справиться с заданием, находя пути решения. Через такой опыт ролевой игры ребенок учится справляться со страхами и проблемами, принимать решения и брать за них ответственность.